cv         проекты         встречи         публикации         живопись         ученики         контакт         

cамобытность современной арабской архитектуры как региональный культурный проект

Александр Буряк, Ваэль Хусейн, Татьяна Биткова

1.
В начале нового тысячелетия в архитектуре борются две противоположные тенденции. С одной стороны, любая новая художественная идея сразу становится общим достоянием. Во все более взаимосвязанном и взаимозависимом мире художественный процесс объективно приобретает все более универсальный и интернациональный характер. С другой, неуклонно растет интерес к местным архитектурным традициям. Индустрия туризма превращает в товар архитектурную неповторимость стран, городов и исторических регионов. В странах Арабского Востока преобладает первая тенденция; древние арабские города мало-помалу утрачивают самобытность. Растущее богатство региона не смягчает, а обостряет этот процесс.

Причина кроется не в засилье западных архитекторов и не в “западничестве” (Westernerism) заказчиков, а в слабости местных архитектурных школ, которые пока не находят путей к развитию многовековых традиций арабского зодчества. Цель нашего доклада – очертить круг задач, связанных с сохранением и развитием национальной самобытности в современной арабской архитектуре.

Система средств художественной выразительности арабской архитектуры имеет глубокие исторические корни. Неповторимость субрегионов арабского мира, вобравших влияния сопредельных (contiguous) художественных культур, является бесценным историческим наследием. Это наследие настолько разнообразно, что вопрос о единстве арабской архитектурной традиции в рамках архитектуры ислама сам по себе представляет проблему для историко-архитектурной науки.

В современном взаимосвязанном мире своеобразие архитектуры региона должно быть понято и оценено с точки зрения культур Запада и Востока. В эту оценку входит анализ мировоззренческих различий в трактовке архитектуры культурами Ислама, Христианства и Буддизма, специфика восприятия архитектурного образа представителями этих культур, а также особенности традиционной арабской архитектурной поэтики — соотношения пространства и массы, света и цвета, особое использование скульптурного и живописного декора, выбор материалов и т.п.

Смысл архитектурной выразительности не ограничивается формально-композиционными представлениями. Выразительность — это прежде всего семиотическая категория, а архитектурная форма — культурный знак, несущий сложный комплекс значений и смыслов. Выразительность архитектуры включает традиционные и современные социальные знаки социальных страт, богатства и престижа. Чтобы перекинуть мост от современных реалий к арабской архитектурной  традиции, надо связать семантический анализ с традиционной для стран Ислама архитектурной типологией.

2.
Итак, историко-культурный анализ должен быть распространен на современное проектирование и строительство, а его результаты укоренены в системе критической, педагогической и научно-теоретической работы.

Традиционное архитектурное мышление образует глубинный социокультурный субстрат (substratum), на котором может быть выращена новая самобытная архитектура региона. Относительно проблемы возрождения своеобразия архитектуры Арабских стран он должен рассматриваться в категориях “естественного”. Соответственно, экспансия западного архитектурного модернизма в нынешней культурной ситуации может рассматриваться как “искусственно-естественное”, по аналогии с инокультурными воздействиями на предыдущих этапах развития. Художественный язык Современного движения прочно вошел в архитектуру региона. Точно так же западные поведенческие стереотипы уже неотделимы от повседневной жизни арабов.

Преодоление культурного нигилизма модернистской архитектуры, возрождение духовных ценностей и художественной техники арабского зодчества сегодня приобретают статус “естественно-искусственного” культурного действия. Это означает, что культурная политика, направленная на усиление самобытности, должна сегодня относиться к западным заимствованиям не как к “чужому” (another's) и уж тем более не как к “чуждому” (alien), а как к особой части “своей” профессиональной культуры.

Такое понимание проблемы ставит в качестве первоочередной задачи воссоздание системной полноты деятельности национальных архитектурных школ, усиление их культурной, историко-теоретической и методической самостоятельности. В сегодняшних условиях эта задача не может быть решена без заинтересованной поддержки и профессиональной помощи самого Запада, включая архитектурные школы бывшего СССР.

3.
Сохранение национального своеобразия было осознано как проблема современной арабской архитектуры далеко не сразу. Тем не менее, в числе социально-культурных завоеваний национально-освободительных революций в большинстве стран региона надо отметить национальное законодательство об охране историко-архитектурного наследия, а также развитие собственного архитектурного образования и науки.

Административные, учебные, зрелищные и торговые здания и комплексы в крупных городах практически утратили региональную специфику еще в период между Первой и Второй мировыми войнами. В этот период, а затем в к. 40-х — нач.50-х гг. застройка и реконструкция общественных центров важнейших Арабских городов велась европейцами (и зачастую не крупнейшими мастерами) по заказам колониальных администраций.

Проблемы сохранения историко-архитектурного наследия и архитектурной выразительности нового строительства встали в практической плоскости в 1960—90-е гг., когда во многих арабских странах стал набирать силу процесс реконструкции городов. Увеличение объемов строительства в исторических городских центрах было связано с ростом деловой активности в связи с нефтяным бумом. Новое строительство велось в большей части европейскими архитекторами в духе модернистской “интернациональной” архитектуры. Это коснулось в первую очередь столиц — Каира, Дамаска, Бейрута, Рабата, а также крупнейших деловых и культурных центров — Алеппо, Касабланки и др. Эти проблемы обострились с формированием новых жилых массивов и общественно-торговых центров.

При применении в Арабских городах методов реконструкции, выработанных на Западе, возник ряд специфических коллизий и, как ответ на них, – меры охраны градостроительного наследия и памятников архитектуры. В частности, это относится к организационным и юридическим проблемам, связанным с перенаселенностью старых городских центров и частной собственностью на земельные участки и здания-памятники.

В колониальный период и во второй половине ХХ века произошли существенные изменения в типологии общественных зданий. Развитие бизнеса, европеизация и секуляризация жизни вызвали появление крупных административных зданий и комплексов, современных зрелищных зданий, торговых центров. Здания школ и университетов приобрели усредненно-западный облик.

Некоторое исключение составляет, возможно, только новая культовая архитектура. После получения независимости в большинстве стран арабского мира наблюдается постепенное оживление культового строительства, связанное с возрождением национального самосознания и поисками своих культурных корней. В то же время новые тенденции в культовой архитектуре достаточно противоречивы. Часто следование арабской традиции в этих сооружениях понимается весьма поверхностно, на уровне механического включения традиционных форм и орнаментики “в архитектурное оформление”. Подобные композиционные приемы распространились и в светской архитектуре, особенно с к. 70-х гг., в связи с кризисом модернистской эстетики и растущим влиянием неоэклектики.

4.
Наша точка зрения состоит в том, что перспективы решения проблемы регионального своеобразия арабской архитектуры не лежат в плоскости выбора тех или иных традиционных прототипов, объемно-планировочных или стилевых приемов. Своеобразие современной, т.е. завтрашней архитектуры будет определяться развитием в странах региона систем современной творческой деятельности. Необходима систематическая организационная, педагогическая, исследовательская и теоретическая работа по всестороннему обеспечению  национального архитектурного возрождения.

В теоретико-критическом плане это ставит, прежде всего, задачу интерпретации арабского архитектурного наследия в системе средств и методов архитектуры конца ХХ в. — в творческих парадигмах концептуализма, контекстуализма, “средового подхода” и т.п. Эта работа включает категориально-методологический, эстетический и аксиологический анализ творческих концепций крупнейших архитекторов, работающих в регионе, в том числе западных. К этому же кругу исследований относятся интерпретации тем арабской архитектуры в круге творчества мастеров постмодернизма и трансавангарда.

В практико-организационном плане путь к решению проблемы самобытности лежит через совершенствование структуры и организации архитектурной деятельности, преодоление исторически сложившейся в арабских странах системной неполноты архитектурной деятельности. Это относится не столько к деятельности самих проектных и строительных фирм, сколько к системе обеспечения и воспроизводства архитектурной деятельности.

Формирование активных национальных архитектур, авторитетных на мировом рынке проектных услуг, должно опираться на дальнейшее усиление роли профессиональных корпораций, развитие системы работы с потенциальным заказчиком и совершенствование архитектурного образования. Параллельно надо вести работу по развитию системы внутрипрофессиональной коммуникации, увеличению числа и расширению жанрового спектра профессиональных изданий.

Принципиальной является работа по составлению полной и всеобъемлющей истории архитектуры региона в целом и локальных национальных историй — архитектуры Алжира, Египта, Йемена, Сирии, Туниса и т.д. Только достаточный культурный потенциал, опора на собственную писаную архитектурную историю позволят каждой из стран Арабского мира сформировать архитектурные школы, доминирующие на внутреннем рынке образовательных и проектных услуг.

Еще одно направление — выработка стратегии и тактики муниципального и государственного регулирования в области архитектуры и развития городской среды, включая повышение эффективности мероприятий по охране традиционных ценностей. По-видимому, анализа и пересмотра требует также характер разделения полномочий между государством и муниципальными органами в области архитектурно-градостроительной политики и охраны памятников культуры.

Важнейшим условием является расширение общественного участия в разработке и реализации проектов и программ городского развития. Широкое участие граждан позволит постепенно поднять уровень заинтересованности граждан в среде своего обитания, воспитать культурного национального потребителя и заказчика на архитектуру и урбанистические программы. По мере расширения практики участия населения в архитектурной деятельности должны получить дальнейшее развитие нормативно-законодательные основы сохранения и развития архитектурно-градостроительного своеобразия.

В общем ясны также цели и принципы преобразования национальной архитектурной школы в Арабском мире. В содержании архитектурного образования в арабских странах, в составе и структуре учебных программ одно из центральных мест должны занять исторические традиции и региональное своеобразие арабской архитектуры. Региональные школы, как уже сказано, должны, кроме педагогической деятельности, вести исследования и разработки, направленные на постоянное накопление собственного потенциала проектной, историко-архитектурной и педагогической культуры. В этом случае архитектурные учебные заведения имеют шанс стать региональными центрами развития новой национальной проектной культуры.

5.
Развитие художественных средств в архитектуре Арабских стран во второй половине ХХ столетия шло по четырем основным направлениям поисков архитектурной выразительности:

  • следование в русле “интернационального стиля”;
  • формальная стилизация объектов европейского типа на основе мотивов традиционного Арабского зодчества;
  • использование стилевых мотивов и устойчивых метафор из словаря традиционной Арабского зодчества в соединении со средствами современной архитектурной поэтики для “означения” национальной принадлежности здания или комплекса;
  • выявление и творческое использование в новом строительстве  органического строения традиционных типов Арабского зодчества с учетом достижений современной техники и культуры.

На всех этих направлениях есть интересные творческие достижения, но, в то же время, в целом можно констатировать процесс углубляющейся деградации среды традиционных Арабских городов и утраты ими национальной специфики.

Теоретическая мысль об арабском национальном архитектурном своеобразии структурирована существенно по-другому. За разными историко-теоретическими концепциями стоят разные идеологии и организационные стратегии. Мы различаем «панисламскую», «Арабо-центрическую», интегративную («позитивистскую») и поликультурную группы концепций.

Кратко охарактеризуем каждую из них:
«Панисламские» концепции рассматривают архитектуру Ислама как единое и неделимое историко-архитектурное явление и, соответственно, представляют Арабскую архитектуру в ее историческом развитии как один из региональных вариантов Исламского зодчества. Эту точку зрения разделяет большинство исследователей традиционного Арабского зодчества; среди них наиболее авторитетная на Западе классическая история архитектуры Б. Флетчера. Арабская архитектура фактически не рассматривается этой группой концепций как единая, а исторические архитектурные школы отдельных Арабских регионов трактуются в общем Исламском пространстве наряду с архитектурой Ирана, Средней Азии, Турции и т.д.

В силу этого и разработка, и реализация стратегий возрождения Арабского зодчества представляется задачей сугубо региональной, в то время как идеологическая и архитектурно-теоретическая координация  возможной и эффективной только на общеисламском уровне.

«Арабоцентрические» концепции совпадают с панисламскими в исходном положении о нераздельности Исламской архитектурной традиции, но при этом трактуют как первооснову общеисламского в архитектуре именно Арабское зодчество, достижения архитектурных школ периода Халифата, т.е. империй Омейядов и Аббасидов.

С точки зрения авторов этой группы, архитектурные школы Персии, Османской империи, империи Великих Моголов представляют собой вариации на основные темы Арабской архитектуры и в то же время обогащают ее наследием культур, с которыми они соприкасаются. Для Османов это архитектура Византии, для Великих Моголов ― Буддистская и Индуистская архитектура, и т.д. Отметим, что сторонники этой точки зрения объективно стоят на националистических позициях (то, что Г. Стирлин ― англичанин, а А. Раллев ─ украинец, этого факта не отменяет). Идеологические истоки данной исследовательской установки уходят в период борьбы за независимость.

В организационном смысле эти концепции предоставляют примерно те же возможности, что и первая группа, с той лишь разницей, что Арабы как основные носители «самобытности» оказываются как бы ответственными за весь Исламский суперрегион. Учитывая ситуацию в современном Исламском мире, достаточно очевидно, что ни в политическом, ни в практическом планах этот вариант не лучше первого.

«Интегративные» концепции. Третья группа концепций, которую можно назвать «интегративными», рассматривает Арабскую архитектуру как некую достаточно механическую «сумму» архитектур субрегионов нынешнего Арабского мира ― Аравии, Сирии, Египта, Магриба. Концепции, составляющие эту группу, можно также назвать «позитивистскими». На современном этапе к этим четырем субрегионам должны быть добавлены страны Арабского залива (ОАЭ, Кувейт), влияние и значимость которых резко возросли во 2-й пол. ХХ в.

Основная идея этих концепций состоит в том, что Исламская архитектура формируется в результате интеграции множества местных школ, попадающих в круг влияния культуры Ислама. С точки зрения этих концепций различимы только школы субрегионов Арабского мира, но не Арабская архитектура как целое. Региональные архитектурные школы «берутся» данной группой концепций вместе с теми разнохарактерными культурными влияниями, которые были ассимилированы этими школами на отдельных этапах их развития.

Организационно-программным продолжением этого взгляда на историю является весьма консервативная стратегия, фиксирующая в каждом из субрегионов местные памятники, и «вернакуляр» и пытающаяся по мере возможностей противостоять напору коммерческой застройки в реконструкции городов. Эта стратегия даже не требует каких-либо координирующих усилий ни на общеарабском, ни тем более на общеисламском уровне. Архитектурно-градостроительные политики (государственные, межрегиональные, муниципальные) в рамках данного подхода остаются целиком в рамках европейской архитектурной культуры. Такая стратегия способны только затормозить, но не становить процесс растворения Арабского наследия в однороднй массе «современной» застройки.

Поликультурные концепции. К четвертой группе можно отнести концепции региональной самобытности, ставящие во главу угла процесс генезиса Арабского зодчества, но рассматривающие его при этом как принципиально прерывный, неоднородный на разных этапах историко-политического развития стран Ближнего и Среднего Востока. Этот подход близок тем направлениям исторического исследования, которые, в противовес европоцентризму и плоскому эволюционизму позитивистской методологии истории, рассматривают мировую историю как круговорот локальных цивилизаций.  В истории гуманитарной и политической мысли ХХ столетия зачинатели и сторонники этого типа методологии истории (среди них такие крупные мыслители, как А. Дж. Тойнби и Л. Гумилев), отстаивали принципы политического и культурного плюрализма. В то же время для этого взгляда на историю характерен своеобразный культурно-исторический фатализм, ставший, в частности, одним из источников того цивилизационного пессимизма, который отчетливо ощущается в искусстве постмодернизма.

В соответствии с моделью истории, общей для этой группы концепций, в истории арабской архитектуры нет существенного внутреннего единства. Будем называть концепции этой группы «поликультурными». Архитектуру эпохи Халифата, империи Мамелюков, Османской империи, периода Англо-Французской колонизации эти исследователи рассматривают как разные культуры.

Организационная перспектива, вытекающая из данной идеологии, также является достаточно консервативной. Отличие от предыдущей состоит в расстановке акцентов. Если для «позитивистских» концепций основным является именно местное как целостно-региональное, как некий интегральный «образ» исторического региона, то для «поликультурных» важнее выявить и сохранить в местном наследии разнокультурные слои, произвести своего рода музеефикацию исторических Арабских городов.
Программы, основанные на всех рассмотренных историко-архитектурных концепциях являются охранительными и/или изоляционистскими.

6.
Мы разделяем точку зрения, в соответствии с которой региональное единство Арабской архитектуры следует искать не ретроспективно, а проспективно, в будущем, а не в прошлом. Ведь единство Арабской архитектурной школы может мыслиться не только как ностальгия по величественному, но утраченному прошлому, но и как современный, устремленный в будущее культурный, образовательный и урбанистический проект. Такой подход позволяет избежать политические и национально-культурные коллизии, связанные с рассмотренными выше вариантами.

«Проспективное» мышление об Арабской архитектурной школе существенно меняет приоритеты Арабского архитектурно-урбанистического возрождения. На первый план выходит организация архитектурной деятельности. Для проекта восстановления Арабских позиций в мировой архитектуре необходимо окончательно преодолеть многостороннюю зависимость современной Арабской архитектуры от Запада, в первую очередь от бывших колониальных метрополий.

Главной опорой такого проекта ─ культурной, идеологической и методологической ─ может стать историческое наследие Арабских стран. Критериями полноты использования наследия в современном зодчестве региона выступают базовые черты Арабской архитектурной поэтики:

  • преобладание пространственного мышления над объемным;
  • преимущество, отдаваемое декорированию поверхности над скульптурной разработкой формы;
  • ограничение и художественное модулирование светового потока;
  • устойчивость вернакуляра при одновременном широком и повсеместном распространении общеисламских архитектурных тем и планировочных паттернов;
  • специфический урбанизм, выросший из родственно-племенного расселения и влияния сухого и жаркого климата;
  • собственный словарь символических значений пространства и декора.

Содержание проекта возрождения Арабской архитектурной самобытности составляют следующие направления работы:

  • разделение Арабской и европейской архитектурных традиций в общественном сознании;
  • развитие профессиональных корпораций, исследований, системы взаимодействия с заказчиком, властями и общественностью;
  • развитие теории и критики, внутрипрофессиональной коммуникации, региональных и международных творческих обменов;
  • формирование конкурентоспособных школ архитектурной подготовки.

Доклад на международной конференции «Арабское городское архитектурное наследие: истоки, историческое развитие, взаимовлияние с международным архитектурным наследием», Институт истории Арабской науки Университета Алеппо, Сирия, 08-10 мая 2007.


рус   eng

н о в о е   н а   с а й т е


статья 1998 года «общая методология и частные философии»

галерея

проектный семинар Architectural ambulance (октябрь 2003)


дипломный проект катерины долгой «научно-развлекательный центр в Харькове»

александр

буряк


Разработка сайта - ООО "КОДА"